Меры ответственности за коррупционные правонарушения.
Определение понятия «коррупция» содержится в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон). Названная статья не подразделяет виды совершенных коррупционных деяний на правонарушение и преступление. Ответственность за коррупцию предусмотрена в зависимости от субъекта его совершившего – для физических (ст.13 Федерального закона) и юридических (ст.14 Федерального закона) лиц.
Так, за совершение коррупционных правонарушений для физических лиц предусмотрено наступление уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для юридических лиц предусмотрено применение мер административной и гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений.
Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена соответствующими статьями Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). При этом Уголовный кодекс не употребляет понятие коррупции как таковое, его элементы использованы в разных уголовных составах, большинство из них объединено в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
Среди преступлений коррупционной направленности наиболее опасным является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ). Из приведенного в ст. 290 УК РФ понятия «получение взятки» следует, что «взятка» – это принимаемые должностным лицом материальные ценности за действия либо бездействие в интересах взяткодателя, которые должностное лицо имеет право либо обязано совершить, с целью ускорить решение вопроса или решить его в положительном ключе, либо за совершение незаконных действий, то есть действий или бездействия, которые это лицо не может или не должно совершить в силу закона или своего служебного положения. На общественную опасность такого преступления и квалификацию содеянного непосредственно влияет размер взятки. Так, если она не превышает 10 тысяч рублей, то это мелкая взятка, ответственность за которую предусмотрена ст. 291.2 УК РФ. Наказание за данное преступление предусматривает до 1 года лишения свободы. Если же размер взятки превышает 10 тысяч рублей, то деяние квалифицируется по ст. 290 УК РФ, где срок лишения свободы предусмотрен до 15 лет.
Как в теории, так и в практике нередко возникает вопрос оразграничении понятий «взятка» и «подарок». Основным критерием, разграничивающим взятку и подарок, является безвозмездность последнего. Взятка, в свою очередь, всегда носит возмездный характер - она в любом случае передается и получается за какие-либо действия или бездействие.
Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества (если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица), а также факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями, их превышения, либо совершение ими служебного подлога (если эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду).
Привлечение к административной ответственности должностных лиц происходит в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В отличие от УК РФ, правонарушения должностных лиц не объединены здесь в специальную главу. КоАП РФ содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, например, связанных с подготовкой и проведением выборов.
Специальная административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений установлена двумя статьями КоАП РФ, одна из которых (ст. 19.28) предусматривает ответственность исключительно для юридических лиц.
Так, статья 19.28 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица. Максимальный размер штрафа для юридического лица за данное правонарушение составляет стократная сумма вознаграждения, но не менее 100 000 000 руб. (в случае передачи вознаграждения в размере более 20 000 000 руб.).
Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного либо муниципального служащего, а именно за нарушение предусмотренных законом порядка и ограничений при приеме на работу таких служащих. Для должностных лиц штраф составит от 20 000 до 50 000 руб., для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 руб.
Также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения, в том числе взыскание в судебном порядке ущерба, причиненного коррупционными действиями виновных лиц, расторжение незаконных государственных и муниципальных контрактов, заключенных должностными лицами из корыстных побуждений, признание бездействия либо действий и решений должностного лица незаконным.
Кроме того, для всех должностных лиц, государственных и муниципальных служащих действующим федеральным законодательством, в том числе Федеральными законами «О государственной гражданской службе» и «О муниципальной службе», предусмотрена дисциплинарная ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции.
К числу дисциплинарных взысканий в зависимости от вида службы относятся замечание, выговор, строгий выговор (для сотрудников ряда правоохранительных органов), предупреждение о неполном должностном соответствии. Однако наиболее строгим дисциплинарным взысканием за допущенные коррупционные нарушения является увольнение в связи с утратой доверия.
Данная мера ответственности применяется к государственным и муниципальным служащим за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений о доходах и расходах служащего, осуществление предпринимательской деятельности и иные наиболее серьезные нарушения установленных законов запретов и ограничений.
Вместе с тем Федеральным законом от 10.07.2023 № 286-ФЗ в указанный закон внесены изменения, в соответствии с которыми физическое лицо, в отношении которого установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если их несоблюдение и неисполнение признается следствием не зависящих от него обстоятельств, при условии установления комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов причинно-следственной связи между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения таких ограничений, запретов и требований, исполнения таких обязанностей.
Названными обстоятельствами признаются находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействия коррупции.
К ним, в частности, относятся стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления. В свою очередь, регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств, таковыми не являются.
Физическое лицо в течение 3 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении таких обстоятельств, обязано подать уведомление в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов с приложением подтверждающих документов. В случае, если указанные обстоятельства препятствуют подаче уведомления об этом в установленный срок, такое уведомление должно быть подано не позднее 10 рабочих дней со дня прекращения указанных обстоятельств.
При этом соблюдение ограничений, запретов и требований, а также исполнение обязанностей должно быть обеспечено таким физическим лицом не позднее чем через 1 месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств.
К числу коррупционных проявлений в образовательной сфере можно отнести оказание вопреки запрету, установленному ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», педагогическим работником лицам, у него обучающимся, услуг по репетиторству. Подобные действия могут привести к возникновению у преподавателя конфликта интересов.
Под конфликтом интересов в Федеральном законе «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Исчерпывающего перечня ситуаций конфликта интересов не существует и не может существовать, в силу чего педагогическим работникам всегда следует иметь в виду возможность их возникновения. Нарушение педагогическим работником требований о конфликте интересов, в случаях непринятия последним мер по его предотвращению или урегулированию, может повлечь расторжение с ним трудового договора в соответствии с п. 7.1. ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Естественным способом избежать ответственности за коррупционное правонарушение является неукоснительное соблюдение установленных антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей всеми, на кого такие обязанности возложены законодательством.