Управление Росреестра по Республике Карелия информирует

 У большинства граждан, имеющих садовые земельные участки, построены дома, в которых они проживают либо в летний период, либо в течение всего года.
Законодатель разграничил понятия садовых и жилых домов, которые могут располагаться на садовых земельных участках.  Так,  садовый дом – это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.  Индивидуальный жилой дом  - это дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей.
Таким образом, основное отличие садового и жилого дома заключается в том, что садовый дом предполагает временное (сезонное) пребывание в нем, а жилой дом предназначен для постоянного проживания.
С учетом изложенного возникают вопросы: все ли дома, расположенные на садовых земельных участках, можно оформить в «упрощенном порядке», какие документы, необходимо предоставить для оформления прав на такие дома?
Ответы на данные вопросы даны в части 12 стати 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», устанавливающей, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на садовом земельном участке, допускается на основании только технического плана, подготовленного кадастровым инженером, и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок.
Таким образом, упрощенная процедура оформления прав на садовые и жилые дома заключается в необходимости предоставления только двух документов: технического плана на дом и правоустанавливающего документа на земельный участок, если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
19 декабря 2020 года вступит в силу Федеральный закон, продлевающий действие «дачной амнистии»» до 1 марта 2026 года. Также следует отметить, что граждане смогут в упрощенном зарегистрировать права на дома, которые расположены на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.
 
Почему необходимо установить границы земельного участка
 Права на объекты недвижимости, в том числе и земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (31.01.1998), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Казалось бы, какие могут быть проблемы у собственника земельного участка, которому до указанной даты было выдано свидетельство о праве собственности на землю?
Оказывается, могут, и даже весьма значительные, если границы такого земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Так, на месте такого земельного участка может быть сформирован новый земельный участок, принадлежащий иному лицу. Более того, на нем уже могут быть возведены новые постройки и снесены старые, что будет являться дополнительным «приятным сюрпризом» для собственника земельного участка, не озаботившегося своевременно вопросом установления границ.
Надо учитывать, что разрешение подобного спора в суде потребует немалых затрат, как материальных, так и моральных. Потребуется провести землеустроительную экспертизу, доказать, что тот земельный участок, который не имел границ, находится именно в этом месте, словом, понести немалые расходы, связанные с оплатой услуг кадастровых инженеров и юристов.
А можно ли избежать подобного рода проблем? Да, это возможно. Для минимизации рисков возникновения земельных споров следует позаботиться об установлении местоположения границ своего земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Своевременно осуществивший данную процедуру собственник земельного участка исключает возможность захвата земли недобросовестными лицами и споры с собственниками смежных земельных участках об их границах.
В результате выполнения кадастровых работ устанавливаются фактическая площадь участка и его точные границы. Например, если реальная площадь участка больше, чем указано в документах, то можно при определенных условиях узаконить «излишек». Либо, когда наоборот, площадь участка меньше, чем указано в документах, проведение кадастровых работ позволит восстановить реальную площадь и платить налог, соразмерный ей.
Продать участок, границы которого не установлены, будет сложнее – далеко не все покупатели захотят приобретать участок без четких границ, а потом заниматься этим самостоятельно. Поэтому уточненные границы делают земельный участок привлекательнее для покупателей как с точки зрения закона, так и ценовых характеристик.
Только после уточнения границ и внесения их в ЕГРН земельный участок становится индивидуально-определенным объектом на местности и его границы и координаты охраняются законом.
Воспользовавшись сервисом «Публичная кадастровая карта» (https://pkk5.rosreestr.ru/) можно выяснить, имеются ли сведения о границах вашего участка в ЕГРН. Если сведения о границах земельного участка отображаются на публичной кадастровой карте, то границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Для внесения в ЕГРН сведений о границах земельного участка следует обратиться к исполнителю кадастровых работ - кадастровому инженеру, который подготовит необходимый документ - межевой план. Информацию о кадастровом инженере можно найти на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru/site/) с помощью сервиса «Реестр кадастровых инженеров».
 
Форма заявления в апелляционную комиссию
 Обращение в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, созданную при Управлении Росреестра по Республике Карелия, осуществляется путем предоставления заявления установленной формы.
В заявлении об обжаловании решения о приостановлении в обязательном порядке указываются:
- сведения о заявителе: фамилия, имя, отчество, почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты.
- сведения о кадастровом инженере, который изготовил межевой план, технический план или акт обследования, и страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (далее – СНИЛС);
- дата и номер заявления об осуществлении государственного кадастрового учета, которое было представлено гражданином;
- дата и номер решения о приостановлении;
- обоснование в произвольной форме несоответствия решения о приостановлении нормам Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Заявление в апелляционную комиссию в обязательном порядке должно быть подписано гражданином и содержать фамилию и инициалы заявителя.
Важно отметить, что в случае, если представленное в апелляционную комиссию заявление не соответствует установленной форме, например, не указан СНИЛС кадастрового инженера, отсутствует обоснование в произвольной форме несоответствия решения о приостановлении требованиям действующего законодательства, то такое заявление не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией.
 
Материал подготовлен пресс-службой
Управления Росреестра по Республике Карелия
#Росреестр #Росреестркарелии
Добавлено: 26-12-2020, 09:46
289

Похожие публикации


Наверх