Межведомственное взаимодействие по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, социального сиротства и семейного неблагополучия.
Межведомственное взаимодействие по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, социального сиротства и семейного неблагополучия.
С целью устранения причин и условий, способствующих семейному неблагополучию и социальному сиротству в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в образовательных организациях Питкярантского муниципального района реализуется система социальных, правовых, психолого-педагогических и иных мер, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений.
В образовательных организациях Питкярантского муниципального района организовано и осуществляется выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих и систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия. Социальные педагоги и классные руководители посещают семьи социального риска, опекунские семьи школы, обследуют жилищно - бытовые условия проживания семей и составляют акты социально - бытовых условий жизни, создаются банки данных семей и учащихся «группы риска» с последующим пополнением данных и личных дел учащихся, состоящих на внутри –школьном учете (ВШУ). Составляются программы по стабилизации обстановки в семьях, попавших в ситуацию социального риска. Ведутся картотеки семей находящихся в социально опасном положении и личных дел учащихся, состоящих на ВШУ. Организована работа учительско - родительского патруля «Профилактика употребления алкоголя, табакокурения, безнадзорности и неконструктивного поведения среди подростков». Информация передается в КДН и ЗП детей и правоохранительные органы.
Оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении. Психолого-педагогическая помощь оказывается педагогами-психологами, социальным педагогом, учителями-логопедами, учителями-дефектологами. Специалисты оказывают помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В течение учебного года помощь специалистами МБОУ ДО «ЦРО» получили до 400 детей и родителей (законных представителей). Ежегодно более 60 детей проходят комплексное обследование в психолого-медико-педагогической комиссии, которая формирует для них новый образовательный маршрут.
На совещании руководителей образовательных организаций, уточнен порядок взаимодействия администраций образовательных организаций с территориальным подразделением ОМВД по Питкярантскому району, КДН и ЗП детей, УФСБ России по Республики Карелия г. Питкяранта, учреждениями здравоохранения, а также даны методические рекомендации по вопросу «Профилактика жестокого обращения среди несовершеннолетних и работа с детьми девиантного поведения».
В 2018-2019 учебном году в образовательных организациях Питкярантского муниципального района проведено 239 индивидуально-профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями, консультативная помощь оказана 86 учащимся, проведены единые информационные дни в средних образовательных учреждениях района, а также 4 круглых стола с участием подростков и молодежи по профилактике правонарушений и экстремизма.
С 2014 года школы участвуют в социально-психологическом тестировании, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ детьми и подростками. В 2019 году в тестировании приняли участие все школы района с общим охватом 551 человек из 735 учащихся подлежащих тестированию т.е. 75% (в 2018 году 4 школы с общим охватом 367 человек).
С целью пропаганды здорового образа жизни, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма среди несовершеннолетних в районе ежегодно проводятся месячник по профилактике вредных привычек «Здоровый образ жизни — здоровое поколение!»
Учащиеся вовлекаются во внеурочную деятельность педагогами и классными руководителями, приглашаются на школьные мероприятия вместе с родителями, кроме того, 70% обучающихся получили возможность значительно расширить свои знания за счет внедрения новых программ, реализуемых как учреждениями общего образования, имеющими лицензированные программы дополнительного образования, так и учреждениями дополнительного образования, осуществляющими свою деятельность на территории Питкярантского муниципального района.
Дополнительное образование получают 221 учащийся в МБОУ ДО «Музыкальная школа г.Питкяранта», 106 учащихся МАОУ ДО «Детская художественная школа им В. П. Крупина», МБОУ ДО «ДЮСШ» 331 человек, МБОУ ДО «ЦРО» 441 человек. По программам дополнительного образования в общеобразовательных организациях Питкярантского муниципального района занимается 1312 учащихся, что составляет 70 % от общего количества обучающихся в образовательных организациях реализующих лицензированные программы дополнительного образования.(№ 1, №2, Ляскеля, Салми, Импилахти, Ряймяля).
На базе МОУ СОШ №2 г.Питкяранта создана государственно-общественная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», активными участниками которой являются 345 учащихся (в 2017 году 230).
В целях профилактики правонарушений и формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях проводятся «Дни профилактики», на родительских собраниях и в рамках «Дня открытых дверей» заместителями директоров по УВР, социальными педагогами, психологами МБОУ ДО «Центра развития образования Питкярантского муниципального района», профконсультантом ГКУ РК «Центр занятости ПР», специалистами КДН и ЗП, правоохранительных органов, ГБУЗ «Питкярантская ЦРБ» организуются заседания круглых столов для родителей и учащихся, находящихся в социально опасном положении, опекунов и попечителей на которых осуществляется обмен мнениями и психолого-педагогическое просвещение по темам: «Духовно – нравственный климат семьи», «Здоровье родителей – здоровье детей», «Как уберечь детей от наркотиков», «Возрастные особенности подросткового возраста», «Влияние алкоголя и табака на подростков, родителей и взаимоотношения в семье», «Мой ребенок становится трудным…», «Идеальные родители глазами детей, идеальные ребенок глазами родителей», «Значение семейных традиций в формировании личности ребенка».
На школьные мероприятия приглашаются родители и учащиеся из неблагополучных семей для совместного участия в школьной жизни.
Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» регламентируют деятельность каждой из служб системы профилактики. Однако на практике иногда случаются недопонимания. Несвоевременное и не полное информирование всех заинтересованных структур приводит только к усугублению проблемы. Важным условием, межведомственного взаимодействия, является информационная связь, она должна быть четко налажена.
Цель – обеспечение комплексного взаимодействия учреждений системы профилактики по раннему выявлению семей с признаками семейного неблагополучия. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – главная задача.
Межведомственное взаимодействие – это формула успеха в профилактической работе. Формулировка «раннее выявление» - это отправная точка в профилактической работе, первая ступень по предупреждению всех асоциальных процессов. Раннее выявление дает возможность всем учреждениям и органам системы профилактики сообща оказать помощь, не дать семье или несовершеннолетнему оказаться за чертой. Самая основная задача субъектов системы профилактики – это сохранение семьи, её ценностей и традиций.
1. Органы опеки и попечительства:
1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо на изменение формы получения образования или формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;
2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, если они являются сиротами либо остались без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
2. Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства, а также пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органа опеки относятся:
1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
3) установление опеки или попечительства;
4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.
Профилактический учет родителей и иных законных представителей отрицательно влияющих на детей, осуществляют подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел российской Федерации на основании п.49.2 Приказа МВД России от 15.10.2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации».
Профилактические мероприятия,проводимые субъектами системы профилактики
Для профилактики социального сиротства органы опеки:
- получают информацию из детских садов, школ, от участковых полицейских и врачей о неблагополучных семьях. Посещают данную семью, проводят просветительскую и разъяснительную работу с родителями – объясняют последствия негативного поведения родителей
Ни один сигнал в орган опеки о нахождении ребёнка в социально - опасном положении не остался без оперативного реагирования. Действия органа опеки попечительства, ОМВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, детской больницы отлажены и скоординированы.
Всем нуждающимся семьям оказывается консультативная, педагогическая, психологическая, и других видов помощь. Родители, нуждающиеся в лечении от алкогольной зависимости, направляются к врачу наркологу.
Представитель органа опеки и попечительства является членом КДН и ЗП.
Активная работа с семьями позволяет снизить число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, кроме того, решит проблему социализации этих детей. Такие ведомства и учреждения как ПДН ОМВД, КДН и ЗП помогают своевременно проводить профилактическую работу с выявленными семьями, предотвращающую изъятие ребенка из семьи. Работа специалистов помогает также контролировать семьи, в которые были возвращены дети, своевременно оказывать им координационную помощь.
Направление в ЦРБ.
Все дети из семей, находящихся в социально – опасном положении находятся под наблюдением педиатрической службы. При выявлении фактов неблагополучия несовершеннолетних и семей медработники незамедлительно информируют отдел опеки.
В случае выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, совместно с органом опеки принимаются меры по временному устройству таких детей в медицинское учреждение или учреждение социальной защиты.
Помещение несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специализированные учреждения.
В случае, когда проводимая профилактическая работа не приносит желаемого результата, к родителям применяется такая мера как ограничение в родительских правах и крайняя мера – лишение родительских прав. Орган опеки и попечительства, КДН и ЗП при необходимости обращается в суд с исками и заявлениями о защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, даёт заключение и участвует в судебных заседаниях по вопросам защиты прав несовершеннолетних, предоставляет в суд заключения по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
2017 год | 2018 год | 2019 год | |
Лишены родительских правах | 9 родителей в отношении 8 детей | 8 родителей в отношении 15 детей | 2 родителей в отношении 2 детей |
Ограничены в родительских правах | 3 родителей в отношении 3 детей | 0 | 0 |
Выявлено детей | 2 детей (15 и 13 лет) -родители лишены родительских прав | 5 детей (3 , 4, 14, 6, 13 лет)- родители лишены родительских прав -3 | 2 детей (4 и 5 лет) родители лишены родительских прав |
Изъятие детей | 0 | 1 ребенок (3 года) | 0 |
Помещение в ЦРБ по социальным показаниям | 10 детей | 8 детей | 4 ребенка |
Работа всех ведомств в вопросе профилактике социального сиротства находится в тесной и неразрывной взаимосвязи. Выпадение любого звена ведет к разрыву логической цепочки, неправильному восприятию семьи и ситуации в ней. Следствием этого является порой необоснованное отобрание ребенка из семьи, и нанесение дополнительной травмы ему. Необходимо изначально грамотно и профессионально проводить работу, направленную в первую очередь на сохранение кровной семьи и оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
В отношении несовершеннолетних за 4 месяца 2019 года, согласно информации Штаба ОМВД России по Питкярантскому району, зарегистрировано 8 преступлений (все преступления предусмотрены ст.157 УК РФ) Проведенный анализ преступлений в отношении несовершеннолетних показал, что законными представителями преступления насильственного характера в отношении несовершеннолетних не совершались.
За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ сотрудниками ПДН составлено протоколов 12 протоколов (2018 г. -31).
Работа по выявлению преступных посягательств в отношении несовершеннолетних ведется во взаимодействии с образовательными учреждениями (со школами и ДОУ города и района), Отделом образования АПМР, Отделом опеки и попечительства АПМР, КДН и ЗП АПМР, Питкярантской ЦРБ, Питкярантским филиалом Центра помощи детям №7 и другими учреждениями. 2 раза в месяц проводятся заседания КДН и ЗП АМПР с участием представителей субъектов профилактики, с целью обмена информацией о неблагополучных семьях и семьях социального риска, раннего выявления семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми. При получении какой-либо информации из данных учреждений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, информация незамедлительно проверяется, и принимаются необходимые меры.
Налажено взаимодействие с заведующей Детской консультацией Питкярантской ЦРБ. В случаях выявления медицинскими работниками семей, находящихся в социально опасном положении, информация незамедлительно предается в отдел полиции, отдел опеки. На основании информации ЦРБ о неисполнении родителями обязанностей в части медицинского наблюдения детей, игнорирования прививочных мероприятий и т.д.
Взаимодействие с сотрудниками Отдела опеки и попечительства налажено. В случае выявления сотрудниками отделения полиции семей, где ситуация угрожает жизни и здоровью детей, и детей необходимо изымать из семьи, об этом незамедлительно информируются сотрудники отдела опеки и попечительства (независимо от времени суток или дня недели, праздника).
Также сотрудники полиции в данном направлении деятельности взаимодействуют с Центром социальной работы. А именно, при постановке на учет родителей информация направляется в Центр, для проведения работы и оказания помощи той или иной семье.
В целях профилактики семейного неблагополучия принимаются меры, направленные на выявление преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. При выявлении фактов неисполнения родительских обязанностей по содержанию и воспитанию своих несовершеннолетних детей родителями, либо при поступлении в органы внутренних дел сообщений о подозрении на СЖО, материалы изучаются, рассматривается перспектива привлечения указанных лиц к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ.
С целью выявления фактов применения насилия по отношению к несовершеннолетним ведется постоянный взаимообмен информацией между органами системы профилактики, системой здравоохранения и системой образования. Особый контроль ведется за семьями, состоящими на учете в инспекции ПДН, профилактическая работа с данной категорией лиц проводится всеми субъектами профилактики.
В целях выявления фактов уклонения от исполнения обязанностей по воспитанию детей, применения к ним насилия, службами УУП и ПДН ежемесячно проводятся проверки по месту жительства состоящих на учете в ПДН родителей, допускающих злоупотребление спиртными напитками, а так же лиц, имеющих несовершеннолетних детей, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Организован взаимообмен между службами информацией о семьях указанной категории. Родителям, которые систематически не исполняют родительские обязанности, направляются письма-предупреждения, в которых разъясняется ответственность за воспитание детей, предусмотренная СК РФ, КоАП РФ, УК РФ.
Организованы совместные (с КДН, опекой, Центром помощи детям №7, представителями школ) проверки по месту жительства родителей (законных представителей), которые неоднократно привлекались к административной ответственности, предусмотренной ст.5.35 КоАП РФ. В текущем периоде 2019 года проверено 12 семей.
Решений об отобрании детей в соответствии со ст.77 Семейного кодекса Российской Федерации не принималось. Данная мера рассматривается только в крайнем случае, когда исправление родителя не возможно, а создавшаяся ситуация постоянно угрожает жизни и здоровью детей. В случае необходимости временного устройства детей (родители в состоянии алкогольного опьянения, либо покинули место жительства, оставив детей без присмотра и пр.), дети передаются по социальным показаниям в Детское отделение ЦРБ. За истекший период 2019 года в ЦРБ помещено 2 ребенка.
В соответствии с п. 33.8.2 Приказа МВД РФ № 845-2013 года обо всех выявленных фактах жестокого обращения с ребенком в семье, где та или иная ситуация угрожает жизни и здоровью детей, с целью оказания различных видов помощи, незамедлительно информируется комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Питкярантского муниципального района, Отдел опеки и попечительства и (при необходимости) другие учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.