Инспекторское отделение (г. Сортавала) центра ГИМС Главного управления МЧС России по Республике Карелия напоминает!

Рекомендуемые действия судоводителя при плавании в штормовых условиях.
Плохие погодные условия – понятие относительное. Если для небольших судов («Прогресс», «Казанка» и т.п.) высота волны 0,75 метра является опасной, то для более крупных судов такая волна будет просто не очень комфортной, а опасной будет волнение от 1 метра и более. Кроме того, конструкция судна может быть более или мене мореходной. Так, например, увеличение килеватости корпуса улучшает мореходные качества судна.
Движение на маломерном судне в штормовую погоду (скорость ветра 10-20 м/с и волнение), относится к аварийной ситуации. Поскольку шторм всегда представляет очень серьезную угрозу для членов команды и пассажиров любого судна, первая обязанность судоводителя это найти возможность его избежать: отложить выход до улучшения погоды или своевременно укрыться в ближайшей бухте, обеспечивающей безопасность стоянки (при резком усилении ветра в период плавания). Если по каким-либо причинам этого сделать не представилось возможным (удаление от мест укрытия, чрезвычайная необходимость выхода и т.п.), судоводитель должен подготовить маломерное судно для плавания в штормовых условиях:

- предупредить экипаж и пассажиров, провести с ними инструктаж по правилам поведения и правилам пользования спасательными средствами;
- проверить, чтобы на всех были одеты, индивидуальные спасательные средства;
- задраить водонепроницаемые двери, люки, горловины;
- привести в готовность средства борьбы за живучесть судна и водоотливные средства;
- разместить пассажиров и грузы как можно ниже и ближе к диаметральной плоскости судна, увеличив этим его остойчивость;
- проверить крепление грузов и предметов, а при наличии груза на палубе – закрепить его с наибольшей степенью надёжности;
- подготовить необходимое оборудование для подачи сигналов бедствия;
- при наличии радиостанции – установить и поддерживать уверенную связь с берегом.

При движении во время волнения судно испытывает удары волн, чем больше скорость судна и чем меньше его килеватость, тем больше возможность его опрокидывания. Судно заливает, если оно при ходе против волн имеет дифферент на нос, а при ходе на попутном волнении – дифферент на корму. Наиболее интенсивно заливает судно в корму при набегании волны под углом в 45°.
Для сохранения остойчивости необходимо своевременно отливать воду, попавшую в корпус судна. С увеличением волнения надо сбавить обороты двигателя, нос судна держать под углом 15...20° к гребню волны и избегать постановки судна лагом (бортом) к волне.
Особенно опасно движение при сильном попутном волнении: намного больше вероятность крена и опрокидывания судна. У судна с подвесным мотором появляется дополнительная опасность заливания мотора, причем судно в результате остановки мотора становится неуправляемым. Большую опасность во время волнения представляет мелководье: судно может оказаться во впадине между волнами и удариться корпусом о грунт. На мели волна растет в высоту, а потом закручивается и рассыпается. Если в это время судно окажется на волне, оно может потерять управление, развернуться боком к волне и перевернуться.
При плавании в штормовых условиях судоводителю рекомендуется подбирать и использовать наиболее благоприятные скорость и курсы судна относительно «бега» волны. Поворот на новый курс во время шторма, как показывает опыт, является одним из самых сложных и опасных элементов плавания, поэтому при маневрировании следует перекладывать руль и менять скоростной режим в наиболее удобные моменты.
Поворачивая по волне (под ветер), следует увеличить скорость с тем, чтобы быстрее пройти положение «лагом к волне» и далее скорость подбирается с учётом попутного волнения, чтобы избежать оголения винтов, сильных ударов в транец и возможного заливания двигателя.
Поворот против волны (на ветер) следует начинать на умеренной скорости с последующим увеличением, чтобы увереннее пересечь воздействие волны и ветра, причём, повороты на большие углы следует осуществлять поэтапно (по 25°-30°); перекладывая руль на небольшой угол.

ГИМС настоятельно рекомендует судоводителям маломерных судов воздержаться от плавания в условиях ненастной погоды и сильном ветре! Берегите свою жизнь и жизни своих близких!
Добавлено: 30-08-2024, 08:44
50

Похожие публикации


Наверх