положение о муниципальной системе оценки качества образования, плана мероприятий и механизмов управления качеством образования в Питкярантском муниципальном районе
Посмотреть онлайн файл: postanovlenie-601-ot-03_09_2020g.pdf
Приложение 1 к постановлению администрации Питкярантского муниципального района от 03 сентября 2020 года № 601 |
Положение о муниципальной системе оценки качества образования в Питкярантском муниципальном районе
1. Общие положения.
1.1. Положение о муниципальной системе оценки качества образования в Питкярантском муниципальном района (далее – Положение) разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (на 2019-2025гг.), в целях реализации статьи 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подпункта «б» пункта 10 перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», постановлением администрации Питкярантского муниципального района от 18 декабря 2015 года № 969 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Питкярантском муниципальном районе» и определяет основные цели, задачи и принципы системы оценки качества образования.
1.2. Деятельность муниципальной системы оценки качества образования Питкярантского района (далее – МСОКО) строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия, регламентирующими реализацию всех процедур оценки качества образования.
1.3. Положение распространяется на муниципальные организации, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (основные и дополнительные) образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами.
1.4. МСОКО представляет собой совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, а также диагностических, оценочных и аналитических процедур, на единой основе обеспечивающих оценку образовательных результатов обучающихся, деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений.
1.5. В Положении используются следующие термины:
качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
оценка качества образования – процесс, позволяющий определить степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталонному уровню, зафиксированному в нормативных документах, а также социальным, профессиональным и личностным потребностям и направленный на определение состояния муниципальной системы образования и динамики ее развития;
мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием образовательных объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза;
измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов, имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.6. Основными пользователями результатов МСОКО являются:
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- педагогические коллективы общеобразовательных организаций;
- общеобразовательные организации;
- учредитель общеобразовательных организаций;
-внешние по отношению к системе образования организации, заинтересованные в оценке качества образования;
- общественные организации.
1.7. МСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
2. Цели, задачи и принципы МСОКО
2.1. Цель МСОКО – совершенствование управления качеством образования на основе его достоверной и объективной оценки.
2.2. Основными задачами МСОКО являются:
- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга муниципальной системы образования;
- разработка и реализация единых подходов к измерению и оценке качества образования;
- внедрение измерителей и технологий оценки, обеспечивающих надежную и достоверную информацию о качестве образования;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- выявление образовательных организаций с низкими образовательными результатами и реализация мер адресной поддержки ОО;
- формирование системы оценки эффективности деятельности руководителей ОО;
- обеспечение участников образовательного процесса достоверной информацией о состоянии и развитии системы образования в муниципалитете.
2.3. Основными принципами функционирования МСОКО являются:
- функциональное единство системы оценки качества образования муниципального уровня и уровня образовательной организации;
- открытость, прозрачность, объективность процедур и механизмов оценки качества образования;
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личная значимость;
- общественное участие в процедурах оценивания;
- доступность информации о состоянии и качестве образования для личных групп потребителей.
3. Основные элементы МСОКО.
3.1. Объектами оценки качества образования являются:
- деятельность муниципальной системы образования;
- деятельность образовательных организаций;
- образовательные программы;
- процесс и результат деятельности педагогических и руководящих работников;
- предметные, метапредметные и личностные результаты образования;
- индивидуальные достижения обучающихся, воспитанников;
- условия осуществления образовательного процесса;
- удовлетворенность образовательными услугами и образовательными результатами заказчиков и потребителей образовательных услуг.
3.2. МСОКО включает в себя следующие элементы:
- система сбора, обработки, анализа и представления образовательной статистики;
- система измерения, анализа и интерпретации показателей качества образования;
- система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией основных пользователей МСОКО.
3.3.Система анализа муниципальных управленческих механизмов соответствует восьми показателям региональным показателям качества образования:
3.3.1. Система оценки качества подготовки обучающихся;
3.2.2.Система обеспечения объективности процедур оценки качества образования;
3.3.3.Система мониторинга эффективности руководителей муниципальных образовательных учреждений;
3.4.4.Система мониторинга качества повышения квалификации педагогов;
3.4.5. Система методической работы;
3.4.6.Система работы со школами с низкими образовательными результатами;
3.4.7. Система развития таланта;
3.4.8. Система профориентации.
3.4. МСОКО осуществляется на основе:
- государственной итоговой аттестации выпускников 9-х, 11-х классов;
- мониторинговых исследований достижений обучающихся по отдельным предметам на различных уровнях обучения (ВПР, НИКО и др.);
- данных о текущем контроле образовательных организаций: образовательные достижения обучающихся, мониторинг и диагностика обученности и т.д.;
- данных об аттестации, профессиональных компетенциях, конкурсах профессионального мастерства педагогов и руководящих работников образовательных организаций;
- мониторинга удовлетворенности потребителей образовательными услугами и результатами образовательного процесса.
3.5. Оценка качества образования предполагает: оценку учебных и внеучебных достижений обучающихся, оценку результатов деятельности педагогических работников и управленческих кадров, оценку качества деятельности образовательной организации, оценку качества деятельности муниципальной системы образования в целом.
4. Организация МСОКО.
4.1. Уровни МСОКО:
- муниципальный уровень;
- уровень образовательной организации.
4.2. Организационная структура МСОКО.
4.2.1. Отдел образования Питкярантского муниципального района:
- обеспечивает сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень;
- создает условия для организации проведения независимой оценки качества учебных достижений, обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- координирует деятельность структур, осуществляющих оценку качества образования на уровне муниципального образования.
4.2.2. МБОУ ДО «Центр развития образования Питкярантского муниципального района» осуществляет:
- сбор и анализ информации, характеризующей состояние и динамику развития муниципальной системы образования;
- анализ результатов оценки качества образования на уровне муниципального образования;
- научно-методическое обеспечение оценки качества образования в муниципалитете;
- формирование и ведение муниципального банка контрольно-измерительных материалов в области оценки качества образования;
- мониторинг уровня квалификации и профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
- выезд (выход) в пункты проведения оценочных процедур муниципальных специалистов, курирующих вопросы оценки качества образования;
-разрабатывает нормативные правовые документы, регламентирующие функционирование МСОКО;
4.2.3. Образовательные организации:
- проводят самообследование и обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования;
- создают условия для проведения в образовательной организации процедур внешней (независимой) оценки качества образования;
- осуществляют индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся;
- проводят стартовую и текущую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностику проблем в освоении образовательных программ.
4.3. Регулирование отношений, возникающих при осуществлении обмена информацией между организационными структурами МСОКО, осуществляется посредством соответствующих нормативно- правовых документов.
5. Обеспечение объективности процедур МСОКО.
5.1. Формирование сети школьных координаторов, ответственных за организацию и проведение мероприятий, по оценке качества образования.
5.2. Использование общественного наблюдения при проведении оценочных процедур.
5.3. Организация видеонаблюдения при проведении оценочных процедур.
5.4. Выезд в пункты проведения оценочных процедур муниципальных специалистов, курирующих вопросы оценки качества образования.
6. Выявление образовательных организаций с признаками необъективности и профилактическая работа с ними.
6.1. Использование статистических методов выявления образовательных организаций с признаками необъективности.
6.2. Динамика численности выпускников, преодолевших минимальный порог по предметам ЕГЭ, ОГЭ.
6.3. Обеспечение объективности проведения ГИА.
6.4. Организация работы независимых муниципальных предметных комиссий для проверки работ обучающихся в образовательных организациях с выявленными признаками необъективности при проведении контроля качества образования.
6.5. Определение образовательных организаций, в которых стабильно отсутствуют признаки необъективности для распространения опыта их работы.
7. Формирование у участников образовательного процесса позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов учащихся.
7.1. Формирование позитивного отношения образовательных организаций муниципалитета к проводимым федеральным оценочным процедурам (ВПР, НИКО и др.) через использование результатов исследований для совершенствования внутришкольной системы оценки качества образования и повышения объективности оценивания работ.
7.2. Организация адресной помощи учителям и руководителям образовательных организаций с низкими образовательными результатами.
7.3. Проведение разъяснительной работы с руководителями образовательных организаций по вопросам повышения объективности оценки образовательных достижений обучающихся.
7.4. Формирование позитивного отношения родительской общественности к оценочным процедурам.
Приложение 3 к
постановлению администрации Питкярантского муниципального
района
от 01 сентября 2020 года № 601
Ответственные по наполнению информацией раздела «Муниципальные управленческие механизмы оценки качества образования» на официальном сайте администрации Питкярантского муниципального района в сети «Интернет»
№ п/п | Наименование показателя | Ответственный исполнитель |
1 | Система оценки качества подготовки обучающихся. | Баранова Е.В., директор МБОУ ДО «ЦРО»; Отдел образования АПМР |
2 | Система обеспечения объективности процедур оценки качества образования (ОКО). | Баранова Е.В., директор МБОУ ДО «ЦРО» |
3 | Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций (ОО) района. | Баранова Е.В., директор МБОУ ДО «ЦРО»; Отдел образования АПМР |
4 | Система мониторинга качества повышения квалификации педагогов. | Баранова Е.В., директор МБОУ ДО «ЦРО»; Отдел образования АПМР |
5 | Система методической работы. | Баранова Е.В., директор МБОУ ДО «ЦРО» |
6 | Система работы со школами с низкими образовательными результатами. | Баранова Е.В., директор МБОУ ДО «ЦРО» |
7 | Система развития таланта. | Баранова Е.В., директор МБОУ ДО «ЦРО» |
8 | Система профориентации. | Баранова Е.В., директор МБОУ ДО «ЦРО» |
Приложение 2 к
постановлению администрации Питкярантского муниципального
района
от 03 сентября 2020 года № 601
План мероприятий («дорожная карта»)
реализации муниципальной системы оценки качества образования в Питкярантском муниципальном районе на 2020-2025 год
№ п/п | Основные направления деятельности | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
| |||
1. Мониторинг качества обучения - уровень образовательной подготовки обучающихся (внешняя оценка) | |||
1.1. | Анализ результатов ГИА-9 с учетом количества обучающихся, оставленных на повторное обучение. | По итогам учебного года | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
1.2. | Анализ результатов ГИА в образовательных организациях (далее - ОО) с высокими результатами ГИА и с низкими результатами ГИА. | Июль-август | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
1.3. | Анализ результатов ГИА ОО, работающих в сложных социальных условиях. | Июль-август | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
1.4. | Анализ результатов ГИА, полученных участниками ГИА – лицами с ограниченными возможностями здоровья. | Июль-август | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
1.5. | Анализ уровня обученности по результатам федерального и регионального независимого исследования:
обучающихся по предметам. | В течение года по графику | МБОУ ДО «ЦРО» |
1.6. | Анализ проведения и участия выпускников 11 классов в итоговом сочинении. | Декабрь | МБОУ ДО «ЦРО» |
1.7. | Анализ проведения и участия выпускников 9 классов в итоговом собеседовании по русскому языку. | Февраль | МБОУ ДО «ЦРО» |
1.8. | Осуществление промежуточного контроля знаний выпускников 11 классов – участие в тренировочных мероприятиях по технологии печати полного комплекта экзаменационных материалов с участием обучающихся по предметам учебного плана. | Май | МБОУ ДО «ЦРО» |
1.9. | Анализ результатов выпускников 9 классов, достигших особых успехов в обучении. | По итогам ГИА, май-июнь | МБОУ ДО «ЦРО» |
1.10. | Анализ результатов ЕГЭ выпускников, претендующих на награждение медалью «За особые успехи в обучении». | По итогам ГИА, май-июнь | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
1.11. | Сравнительный анализ результатов независимой оценки выпускников 11 классов (результаты ЕГЭ и ГВЭ по предметам). | По итогам ГИА, июнь-июль | МБОУ ДО «ЦРО» |
1.12. | Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике ниже установленного минимума). | По итогам ЕГЭ, июнь | МБОУ ДО «ЦРО» |
1.13. | Проведение анализа результатов работы МБОУ ДО «ЦРО» и общеобразовательных организаций по подготовке и проведению ГИА-9 и ГИА-11. | август | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО». |
1.14. | Представление итогов проведения ГИА-9 и ГИА-11 с анализом проблем и постановкой задач на семинарах, совещаниях. | Август-сентябрь | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
2. Контрольная деятельность (внутренняя оценка) | |||
2.1. | Мониторинговый контроль:
- анализ Планов (дорожных карт) общеобразовательных организаций по подготовке и проведению ГИА;
| В течение года Сентябрь-октябрь Ежемесячно Май Май Июнь-июль | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО». |
2.2. | Контроль в качестве независимых наблюдателей при проведении в образовательных организациях оценки качества предметных достижений обучающихся и Всероссийских проверочных работ по предметам. | В течение 2020 года, По графику проведения ВПР | МБОУ ДО «ЦРО» |
2.3. | - «О выполнении мероприятий, направленных на повышение качества образования в школах, работающих в сложных социальных условиях и показывающих устойчиво низкие результаты». | Ноябрь-декабрь | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО». |
2.4. | Проведение отчётов руководителей:
- по выполнению мероприятий, направленных на повышение качества обучения, на базе образовательного учреждения с участием представителей образовательных организаций района (МОУСОШ п. Салми). | Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
3. Меры по повышению качества преподавания учебных предметов | |||
3.1. | Мониторинг статистических данных по кадрам и контингенту обучающихся. | Сентябрь | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
3.2. | Проведение семинаров, практикумов, совещаний. | В течение года | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
3.3. | Анализ потребности педагогических работников в курсах повышения квалификации. | Март – июнь | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
3.4. | Организация участия педагогических и руководящих работников в курсах повышения квалификации. | В течение года | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
3.5. | Организация конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Воспитатель года». | Март-апрель | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
3.6. | Проведение семинаров и консультаций с организаторами ГИА по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации. | Ежегодно | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
3.7. | Аттестация педагогических работников. | В течение года | МБОУ ДО «ЦРО» |
3.8. | Анализ обеспеченности обучающихся учебниками и используемых УМК. | Сентябрь, апрель | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
| |||
4. Организация и проведение оценочных процедур | |||
4.1. | Реализация плана мероприятий «дорожной карты» по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации. | Постоянно | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
4.2. | Организация участия обучающихся в пробных экзаменах по русскому языку и математике в выпускных классах в форме ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ. | Постоянно | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
4.3. | Проведение муниципальных, региональных проверочных работ, всероссийских исследований качества общего образования (ВПР, НИКО и др.). | В течение года | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
4.4. | Проведение внутришкольных диагностических работ (текущие, промежуточные) в целях выявления типичных проблем по усвоению учебных предметов обучающимися (не менее 3-х предметов, 5 – 9 классы). | Март, октябрь | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
4.5. | Организация независимой оценки качества осуществления образовательной деятельности общеобразовательных организаций. | Февраль – июнь | МБОУ ДО «ЦРО» |
III Система мониторинга эффективности руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений. | |||
5. | Мониторинг: - учет административно - управленческих работников, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки; - оценка качества управленческой деятельности в ОО; - учет молодых специалистов - учителей; - учет нагрузки педагогических работников; -учет педагогической нагрузки административных работников; - поддержка и сопровождение педагогов; - формирование резерва управленческих кадров; - условия осуществления образовательной деятельности; - организация профессиональной ориентации и дополнительного образования; - организация получения образования у обучающихся с ОВЗ. | В течение года | Отдел образования администрации Питкярантского муниципального района; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
IV Система мониторинга качества повышения квалификации педагогов | |||
6. | - Сведения о повышении квалификации руководителей образовательных организаций (численные показатели, без персональных данных).* -Сведения о повышении квалификации педагогических работников образовательных организаций (численные показатели, без персональных данных).* (С указанием: периодичности ПК (за последние 3 года); организации, реализующей дополнительные профессиональные программы; формы обучения (очная, очно-заочная, заочная с применением дистанционных технологий ). | Ежеквартально | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
V Система методической работы | |||
7 | Проведение мониторинга показателей оценки ОМСУ: - осуществление методической поддержки педагогов; - организация системы наставничества на муниципальном уровне; - организация сетевых форм взаимодействия педагогов на муниципальном уровне. | В течение года | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
VI Система работы со школами с низкими образовательными результатами | |||
8 | Проведение мониторинга показателей оценки: - выявление динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях; - учет посещаемости уроков обучающимися школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях; - учет работы с детьми «группы риска» в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях; - оценка предметных компетенций педагогических работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях; - оказание методической помощи школам с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях. | В течение года | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
VII Система развития таланта | |||
9. Меры по развитию талантов | |||
9.1 | -Организация и проведение этапов всероссийской олимпиады школьников; -Организация и проведение этапов муниципальной олимпиады учащихся начальной школы; - Организация и проведение этапов Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"; -Организация и проведение этапов Всероссийского конкурса художественного слова (ораторского мастерства) "Глагол"; - Организация и проведение этапов Всероссийских конкурсов научно-исследовательских и творческих работ молодежи «старт в науку». | В соответствии со сроками проведения ВОШ, «Живая классика», «Глагол» | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
9.2 | - Создание банка данных одаренных учащихся и результатов их участия в мероприятиях различных уровней и направленностей. | Постоянно | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
9.3 | Отбор кандидатов на получение республиканской стипендии «За особые успехи в интеллектуальной, художественно-творческой, спортивной и общественной деятельности». | Октябрь | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
10. Мониторинговая система развития таланта | |||
10.1 | Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами. | Полугодие | Отдел образования АПМР; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
10.2 | Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимающихся в кружках, секция. | Полугодие | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
10.3 | Численность детей участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию. | Полугодие | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
10.4 | Доля детей и молодёжи, охваченных районными мероприятиями, в общей численности детей и молодёжи, обучающихся в образовательных учреждениях. | Полугодие | МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
10.5 | - Фестиваль Всероссийского физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди обучающихся образовательных организаций. | февраль | МКУ «Центр культуры, библиотечного обслуживания, спорта, туризма»; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
VIII Система профориентации | |||
11. | Мониторинги показателей оценки: - взаимодействие с учреждениями, предприятиями; - учет обучающихся, получающих дополнительное образование в кружках по направлениям профильной и предпрофильной подготовки; - учет обучающихся, изучающих учебные предметы на углубленном уровне; - учет обучающихся, охваченных профессиональной диагностикой; - учет выпускников 11 класса, успешно преодолевших порог ЕГЭ по трем и более предметам, необходимым для поступления в образовательные учреждения высшего образования; - учет числа экзаменов в форме ЕГЭ, сдаваемых отдельными выпускниками, результаты которых могут быть ими использованы для поступления в образовательные учреждения высшего образования; - учет обучающихся, поступивших в ПОО и ВО; - учет обучающихся трудоустроившихся по окончании ОО. | В течение года Февраль Сентябрь Сентябрь-октябрь | Отдел образования АПМР; МБОУ ДО «ЦРО»; общеобразовательные организации. |
Применяемые сокращения:
ВПР – всероссийские проверочные работы
ВО-высшие образование
ГИА – государственная итоговая аттестация ЕГЭ – единый государственный экзамен
МСОКО – муниципальная система оценки качества обучения ОГЭ – основной государственный экзамен
ОК – оценка качества предметных достижений, обучающихся ОО – образовательные организации
ОМСУ-органы местного самоуправления
ПОО-профессиональные образовательные организации
ФГОС НОО, ООО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования
ЭМ – экзаменационные материалы